Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лингвистическая прагматика

Педагогическое речеведение

Лингвистическая прагматика -

(лингвопрагматика, прагмалингвистика)

(греч. pragma - дело, действие; род. п. pragmatos - дело, действие) - область языкознания, изучающая функционирование языковых знаков в речи в аспекте отношения «знак - пользователь знака». Теоретические основания Л. п. были заложены к 60-м гг. XX в. трудами лингвистов-философов Оксфордской школы (Б. Рассел, Дж. Остин, X. Грайс, Дж. Серл); книга последнего - «Речевые акты. Очерк философии языка» - появилась в 1969 г. и стала важным этапом развития прагматической теории. К 60-70-м гг. нашего века для становления Л. п. как науки о языке в его живом функционировании возникли объективные предпосылки - возможность легко получать, хранить и анализировать магнитофонные и видеозаписи речевого общения.

Цель Л. п. - «изучение языка в контексте» - социальном, ситуативном и т. д., т. е. исследование языка как средства коммуникации. В настоящее время границы прагматической теории и практики еще не вполне определились и остаются довольно размытыми, что отражает, впрочем, тесное взаимодействие Л. п. с такими областями гуманитарного (и собственно лингвистического) знания, как теория речевых актов, дискурс-анализ, а также социо-, этно- и психолингвистика, антропология и др. Свой первоначальный понятийный багаж Л. п. получила в наследство от классической риторики, вследствие чего прагматику и неориторику в их многообразных проявлениях трудно отделить друг от друга. В данном издании сделана попытка представить некоторые основные понятия бурно развивающейся в последние годы Л. п. в связи с проблемами педагогического речевого общения (см.: речевой акт, интенция говорящего, импликатура и пр.).

Лит.: Клаус Г. Сила слова. - М., 1967; Лингвистическая прагматика// НЗЛ.- Вып. 16. - М., 1985; Теория речевых актов .// ЮЛ.- Вып. 17. - М., 1986; Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. - М., 1984.

А. К. Михальская

Полезные сервисы